С памятниками ситуация еще более удручающая. В Москве я совсем удручилась. К абсурду привыкаешь с рождения и черт с ним - я про множественного Ленина, и не в нем дело - снесут и поставят еще не раз. Проблема в дальнейшей прямо-таки невозможности ставить новых реалистических истуканов размером с коня, но без коня, раньше сильно оживлявшего любого обормота.
Почему раньше было возможно, а теперь невозможно? Почему раньше глаз не резало, а теперь будет? Просто настало время. Перемен требуют сердца, даже если мозги отстают на столетие.
Вот человек, допустим, он великий, скажем, поэт. Все, даже несуществующая общественность, согласны что памятник нужен, и площадь перед домом поэта как раз пустая. А поэт был, допустим, маленький, очень толстый и в очках. Несуществующая общественность, называющая себя народом и решившая с бодуна еще в семнадцатом, что памятники ставят именно для нее, требует, чтоб автор выкрутился на народные-то денежки и сделал "похоже" - это раз. И чтоб выразил "идею" - это двас.
Памятник ставят и начинаются крики боли и горя. Непохож. Не герой. Не мужик. Нет полета и гения. Мы не видим. Был красивым, а здесь нет. Был уродом, а здесь да. То есть нет. И поза не поэтическая, почему не стоит, воздев? Почему очки на затылке, он же читает? Почему нет очков, он в очках ходил, вот пруфы? Зачем очки, что они добавляют образу?
Ах, образ. Можно и образ. Вот не сохранилось фоток поэта (повезло), а стихи все про любовь да про небо.
Ставится памятник-образ. Язык пламени, просто язык, сферический конь, вакуум в разрезе. Общественность, конечно, рвет на части, всем ваааще не понравилось. Но! К условному образу привыкнуть куда легче, нежели к двухметровому портрету в чугуне. А кажется, что наоборот. И не всем поэтам повезло, внешность большинства известна. И общественность будет вечно лютовать в виртуале — не-по-хо-же! Народу не нравится!
Эх, тоска. "Не хочу видеть этого урода каждый раз, как иду за картошкой".
Переезжай окнами назад, все что можно посоветовать.
Если в двух словах - памятник есть произведение искусства, и как любое произведение искусства он никому ничего не должен. Хотелось бы, чтоб его было интересно рассматривать, разгадывая замысел скульптора, хотелось бы, чтоб его "полюбили горожане", но это все просто чьи-то желания. У самого памятника и у его авторов могут быть совершенно другие - и это их святое право.
А что касается реалистических монстров - ну да, они "устар.", как пишут в словарях после слова "тать". Но это уже вопрос для обсуждений не на уровне картошки. Последнее шикарное профессиональное обсуждение я читала в ФБ, было оно про Ржевский мемориал. Издать бы его буклетиком, включить бы в ликбез по искусству - глядишь, что-то изменилось бы в мозгах. Хотя зачем.